Осетинская кухня: Форма или содержание?

Гастрономические обычаи — вот та часть быта любого народа, которая наиболее полно отражает историю, опыт, традиции, складывающиеся веками. Ведь питание — одно из необходимых условий существования такого звена эволюционной цепочки, как человек. Века, складывающиеся в тысячелетия, сметали с исторической арены целые племена и народы, однако бесследно ничего не исчезало. Вот и легендарные племена скифов, сарматов и алан, исчезнувшие в веках, тем не менее, оставили свои следы в истории — и как минимум в истории такого народа, как осетины. По мнению многих исследователей-историков, именно осетины — народ иранского происхождения, проживающий в центральной части Кавказа — являются прямыми потомками этих древних племен.

Удивительный народ, пронесший сквозь тысячелетия свое специфическое миропонимание, осетины и сегодня удивляют своей верностью традициям, берущим начало в глубине веков. Несмотря на бесспорное влияние культуры, обычаев и традиций соседствующих с осетинами народов, нельзя сказать, что осетины безоговорочно ассимилировались. Причем удивительно не это, а то, как традиционные осетинские верования бережно сохраняются в быту и миропонимании народа. Культ очага (который сохранился даже с учетом того, что очаг давно заменила русская печь), культ почитания старших (что, впрочем, не удивительно, поскольку у большинства кавказских народов это составляющая философии этноса), культ матери (своего рода отголоски матриархата) — все это проступает в быту осетин через наслоения более поздних влияний, причем как религиозных, так и кулинарных.

Традиционная кухня осетин сложилась под влиянием предков осетин аланов и их кочевого образа жизни. Известно, что еда и правила приема пищи занимали важное место в жизни древних народов, а ритуал приготовления пищи, как правило, являлся своего рода формой общения с богами. Вот и гордость осетинской кухни — пироги — является не чем иным, как отображением многовековых традиций, мифологии, символики и философии народа. Традиционная кухня осетин сложилась под влиянием предков осетин аланов и их кочевого образа жизни. Приготовление пирогов — это действо, в которое заложено глубокое содержание, отраженное в форме этого блюда.

Выпечкой пирогов традиционно занимались исключительно женщины. Причем сама подготовка к этому действу тоже происходила, да и происходит по сегодняшний день, по определенным правилам, особенно если предполагается ритуальный обряд: женщины с тщательно убранными под платок волосами в благоговейном молчании замешивали тесто из муки, заранее подготовленной за неделю до торжества. Кстати, и сегодня этих правил придерживается большинство осетинских женщин.

Настоящие осетинские пироги бывают либо круглой, либо треугольной формы — и в этом заключена определенная философия, поскольку круг символизирует бесконечность, а треугольник выражает символ созидания. Вообще число 3 для осетин наполнено глубоким смыслом: на праздничный стол по сей день подаются три пирога, расположенных друг на друге и символизирующих Землю, Бога и Солнце. В то же время три пирога — это ещё и символы «вчера», «сегодня» и «завтра» (поэтому за поминальным столом пирогов обычно два — без третьего пирога, символизирующего Солнце и, соответственно, «завтра»).

Застолье начинается с обязательных ритуальных (в соответствии случаю торжества) молитв к высшим силам, произносимых самым старшим в роду, после этого пироги можно раздвинуть и разрезать. Но и разрезание пирогов происходит не произвольно, а в определенной последовательности: крестообразно на четыре части. Символика чисел присутствует и в этом ритуале, так как суммарное число семь у народов Евразии традиционно воплощает символ мировой гармонии. Вот так, обычные, казалось бы, пироги могут отражать философию целого народа.