Осетинская кухня: Последние потомки скифов

Каждый народ, населяющий нашу прекрасную планету, вносит свою культурную лепту в историю развития человеческой цивилизации. Несмотря на то, что слово «культура» у большинства людей, как правило, ассоциируется с материальной или духовной составляющей, тем не менее, есть сфера, удачно сочетающая в себе эти два компонента, и сфера эта — гастрономические обычаи и традиционные блюда национальной кухни.

При упоминании осетинской кухни у тех, кто не знаком с нею, сразу возникают ассоциации с шашлыком — как же, ведь горские народы тем и славятся! Те же, кто сталкивался с осетинской кухней, вспоминают безмерно вкусные, с пылу с жару, сочные осетинские пироги. И те, и другие не ошибаются, так как и шашлык, и пироги — это все осетинская кухня. Скептики могут небрежно уточнить, что пироги и есть пироги, к чему такой восторг по их поводу?! Вот и итальянская пицца — тоже ведь пирог.

Но они просто не знают истории осетин, не знают, что пироги эти не только национальное блюдо — гордость осетинской кухни, но и своеобразная мифология, символ бережного отношения народа к своим корням, своим истокам, своей истории. А история осетин столь интересна, что историки и этнографы до сих пор выдвигают свои гипотезы, ломают копья в спорах, и продолжают изучать, изучать истоки этого удивительного народа, через века пронёсшего и свою самобытность, и приверженность своему особому миропониманию.

«Последние потомки скифов» — так назвал осетин Эмиль Бенвенист, выдающийся лингвист ХХ века. Прямыми предками осетин считаются аланы — родственные скифам племена, следы присутствия которых прослеживаются в истории многих европейских народов. Возможно, для некоторых станет откровением, но ту же итальянскую пиццу некоторые исследователи считают вкладом алан в гастрономические пристрастия жителей Апеннин. Ничего странного в этом нет, ведь кочевые аланы забрались достаточно далеко: существует гипотеза, что легенды о короле Артуре и рыцарях Круглого стола — это тоже отголоски присутствия алан, но уже на Туманном Альбионе. Впрочем, что греха таить, даже в скандинавских эпосах прослеживается аланский вклад.

Скептики будут продолжать указывать на то, что такое блюдо, как пирог, присутствует в кухне многих народов. С этим мы спорить не будем, однако заметим что пирог — пирогу рознь, а тем более осетинский. И вовсе не потому, что осетинские пироги особенно вкусны, а потому, что приготовление и вкушение этих пирогов не просто трапеза, а своеобразный обычай, окутанный символикой культов предков осетин. Взять хотя бы символику цифры 3 — именно столько пирогов, как правило, подаётся к праздничному или обычному застолью (но не поминальному). И это не случайно, поскольку для осетин, живущих на Кавказе, но являющимся народом иранского происхождения, цифра 3 — это символ единения Бога, солнца и земли. Над пирогами читаются молитвы… Казалось бы, ничего странного, ведь большинство населения современной Осетии относится к православному христианству, в традиции которого входит молитва перед трапезой. Но дело в том, что именно в этих молитвах, предваряющих осетинское застолье, отражены традиционные осетинские верования, которые этот маленький народ сохранил, несмотря на значительное влияние христианства, несмотря на влияние культур соседних народов.

Скептикам мы можем посоветовать, как минимум, просто попробовать настоящий осетинский пирог, а как максимум — попробовать его за настоящим осетинским застольем. Быть может тогда и они смогут прикоснуться к истокам древнего народа, через века пронёсшего своё понимание мироздания. В любом случае — приятного аппетита!